- ИНСЦЕНИРОВКА
ИНСЦЕНИРО́ВКА [от лат. in в, на и scaena (scena) сцена], переработка для театра недраматического произведения. В отличие от создания пьесы по мотивам повествовательных произведений (напр., обработка У. Шекспиром средневековых новелл и повестей) И. обладают лишь относительной художественной самостоятельностью, ориентируясь на воспроизведение идейного смысла, сюжета и стиля первоисточника, что не исключает его творческого достраивания (см. Интерпретация). И., вызывавшие недоверие В. Г. Белинского и М. Горького, после постановки В. И. Немировичем-Данченко «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского (1911) обрели влиятельность и авторитетность. Повествовательные произведения стали перерабатываться в тщательно детализированные сценарии, которые успешно ставятся театрами (напр.: «Петербургские сновидения» Ю. А. Завадского по роману «Преступление и наказание» Достоевского, «История лошади» М. Г. Розовского и Г. А. Товстоногова по повести Л. Н. Толстого «Холстомер»). И. нередко осуществляется писателями, обретая форму пьесы («Мертвые души» М. А. Булгакова для МХАТа; «Брат Алеша» В. С. Розова для постановки А. В. Эфроса). Порой прозаики инсценируют собственные произведения пьесы «Дни Турбиных» Булгакова, «Бронепоезд 1469» В. И. Иванова, «Живи и помни» В. Г. Распутина.
В. Е. Хализев.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.